
Новое исследование показывает, что умственно активный образ жизни может защитить от проблем с памятью и обучением, которые часто возникают при рассеянном склерозе (РС). Исследование опубликовано в печатном выпуске журнала Neurology от 15 июня 2010 г.
"Многие люди с рассеянным склерозом борются с проблемами обучения и памяти. Это исследование показывает, что умственно активный образ жизни может снизить вредное воздействие повреждения мозга на обучение и память. То есть способность к обучению и памяти оставалась довольно хорошей у людей с богатым образом жизни, даже если у них было много повреждений головного мозга (атрофия головного мозга при сканировании головного мозга). Напротив, люди с менее умственно активным образом жизни чаще страдали проблемами обучения и памяти, даже при более легких уровнях повреждения головного мозга," сказал автор исследования Джеймс Сумовски, доктор философии, из Исследовательского центра Фонда Кесслера в Вест-Ориндж, штат Нью-Джерси.
В исследовании приняли участие 44 человека в возрасте около 45 лет, страдающих рассеянным склерозом в среднем 11 лет. Авторы исследования измерили обогащение на протяжении всей жизни словесными знаниями, обычно приобретаемыми посредством занятий, связанных с чтением и обучением.
Исследование показало, что люди, ведущие психически активный образ жизни, имели хорошие результаты по тестам на обучение и память, даже если у них было больше повреждений головного мозга. Например, в тесте на словесное обучение и память участникам было дано до 15 попыток выучить список из 10 слов, а затем их попросили вспомнить список через 30 минут. Среди людей с психически активным образом жизни обучение и запоминание были одинаковыми у людей с меньшим и большим повреждением головного мозга (снижение запоминания примерно на один процент: 9.6 слов к 9.5 слов).
Напротив, у людей с менее интеллектуально обогащающим образом жизни обучение происходило медленнее, а запоминание было ниже через 30 минут среди людей с более высоким уровнем повреждения мозга по сравнению с людьми с меньшим количеством повреждений (снижение запоминания примерно на 16 процентов: 9.6 слов к 8.0 слов).
"Полученные данные свидетельствуют о том, что полезные занятия могут создать у человека «когнитивный резерв», который можно рассматривать как буфер против ухудшения памяти, связанного с болезнью. Различия в когнитивном резерве среди людей с РС могут объяснить, почему у некоторых людей проблемы с памятью возникают на ранней стадии заболевания, в то время как у других проблемы с памятью развиваются гораздо позже, если вообще возникают," сказал Сумовский.
"Эти результаты открывают совершенно новую область исследований в области рассеянного склероза, которая может оказать значительное влияние," сказал Питер А. Арнетт, доктор философии, Государственного университета Пенсильвании в Юниверсити-парке, штат Пенсильвания., кто написал редакционную статью, сопровождающую исследование. "Есть потенциал, что люди могут улучшить свой когнитивный резерв, чтобы впоследствии уменьшить или предотвратить когнитивные проблемы."
Арнетт сказал, что такая возможность особенно привлекательна, потому что люди обычно живут с РС в течение многих лет, и когнитивные проблемы являются обычным явлением. "Прежде чем можно будет дать какие-либо твердые рекомендации, необходимы дополнительные исследования, но кажется разумным поощрять людей с РС заниматься деятельностью, которая может улучшить их когнитивный резерв, например, умственно стимулирующими видами деятельности, такими как кроссворды и словесные игры, регулярные упражнения и общение. отношения."
"Эти результаты аналогичны исследованиям когнитивного резерва при старении и болезни Альцгеймера," Сумовский сказал. "Исследования старения также показали, что участие в определенных познавательных видах досуга, таких как чтение книг или игра в игры, также защищает от последствий болезни Альцгеймера. Необходимы дополнительные исследования для изучения вклада конкретных видов досуга в когнитивный резерв у людей с РС."