Кохлеарный имплант – это электронное устройство, способное восстанавливать слух у глухого человека путем прямой стимуляции нервных окончаний во внутреннем ухе. Эта технология позволяет людям, потерявшим слух, общаться устно, даже по телефону; дети, рожденные глухими, могут научиться говорить и получать пользу от обычного школьного образования. Однако результаты очень различаются – имплантаты имеют ограниченную пользу для некоторых пациентов, и нет средств прогнозирования неудачи на основе чисто клинических факторов.
Используя данные методов визуализации мозга, которые визуализируют активность мозга, нейробиолог из Женевского университета (UNIGE) и парижский ЛОР-хирург расшифровали процессы реорганизации мозга, которые активируются, когда люди начинают терять слух, и, таким образом, предсказывают успех или неудачу. кохлеарный имплант среди людей, которые во взрослой жизни стали глубоко глухими. Результаты этого исследования опубликованы в Nature Communications.
Кохлеарные имплантаты, впервые использованные в качестве экспериментальных устройств в 1970-х годах, стали обычным явлением с 1990-х годов. Несмотря на технологические достижения, имплантаты неэффективны примерно у 5-10 процентов взрослых пациентов, которые потеряли слух. Чтобы найти причину, Дайан Лазар, хирург уха, горла и носа из Института Верна (Париж), и Анн-Лиз Жиро, нейробиолог медицинского факультета UNIGE, попытались определить, какие мозговые факторы могут быть связаны с успех или неудача имплантатов.
Два ученых изучали, как мозг глухого человека представляет звук произносимых слов, и его способность повторно использовать эти представления после введения кохлеарного имплантата. Анн-Лиз Жиро объяснила: "Тест прошел так. Мы представили испытуемым некоторые визуальные стимулы в виде письменного слова и попросили их определить, рифмуются ли два слова без одного и того же орфографического окончания, например, «подождите» и «ворота».Затем испытуемым пришлось бы искать в своей памяти звуки, и, используя методы функциональной нейровизуализации (фМРТ), мы наблюдали нейронные сети в действии."
В то время как исследователи ожидали, что испытуемые будут медленнее и менее точными, чем участники контрольной группы людей без каких-либо проблем со слухом, они обнаружили, что некоторые глухие люди выполняли задачу быстрее и точнее, чем их нормально слышащие коллеги.
“ Суперидеры ” и их реорганизованный мозг
Для “ суперчитателей ”, которые, кажется, могут обрабатывать письменные слова быстрее, чем те, у кого нет нарушений слуха, мозг решил заменить устную речь письменным обменом мнениями и соответствующим образом реструктурировал себя. Цепи мозга, используемые такими “ суперидерами ” и расположенные в правом полушарии, организованы по-другому, поэтому кохлеарные имплантаты дают плохие результаты. Другие глухие люди, которые выполняли задание с той же скоростью, что и контрольные субъекты, остаются привязанными к оральному восприятию и, следовательно, получают больше пользы от кохлеарных имплантатов. В отличие от “ суперчитателей ”, последние осваивают чтение по губам, когда наступает глухота, и поэтому поддерживают центральную фонологическую организацию, очень похожую на ту, что обычно слышат люди, которая использует левое полушарие мозга. Таким образом, существует две категории субъектов, чьи мозговые цепи функционируют по-разному.
Это исследование указывает на важную роль, которую играет взаимодействие между слуховой и зрительной системами в успехе или неудаче кохлеарных имплантатов. Их исход действительно будет зависеть от этой корковой реорганизации. Для суперчитателей – адаптация к глухоте через развитие определенных "сверхъестественный" зрительные способности представляют собой препятствие для использования имплантатов. Это обратимо?
"Сейчас сложно сказать," говорит Дайан Лазард, "но идея также состоит в том, чтобы иметь возможность заранее определить людей, которые будут иметь склонность к письменным стимулам, и предложить им активные средства для сохранения устной речи, особенно со слуховыми протезами и логопедом, используемыми намного раньше, чем это практикуется в настоящее время."
Но, как объясняет Анн-Лиз Жиро,, "Точно так же мы не знаем, почему некоторые люди совершенно бессознательно выбирают одно направление, а не другое, но предрасположенность, безусловно, играет определенную роль, потому что все мы учимся объединять слуховую и визуальную информацию к тому времени, когда нам исполняется три года. Некоторые люди справляются с этим лучше, чем другие, а среди глухих те, кто лучше всего интегрирует аудиовизуальные элементы, вероятно, будут иметь тенденцию оставаться более приверженными устной речи." Результаты также объясняют, почему так важно иметь возможность обучать врожденно глухих детей в течение их первых нескольких месяцев i.е. до начала реорганизации зрительных и слуховых цепей головного мозга, процесса, который может поставить под угрозу их способность к оральному восприятию.