Салат или чизбургер? Ваши коллеги определяют ваш выбор блюд

Продукты, которые люди покупают в столовой на рабочем месте, не всегда могут быть выбраны для удовлетворения индивидуального пристрастия или вкуса к определенной пище. Когда коллеги едят вместе, люди с большей вероятностью выберут такие же здоровые или нездоровые продукты, как блюда на подносах их коллег. "Мы обнаружили, что люди склонны отражать выбор продуктов питания других людей в их социальных кругах, что может объяснить один из способов распространения ожирения через социальные сети," говорит Дуглас Леви, доктор философии.D., исследователь Центра исследований политики здравоохранения Института Монгана при Массачусетской больнице общего профиля (MGH) и первый автор нового исследования, опубликованного в журнале Nature Human Behavior. Леви и его соавторы обнаружили, что модели питания людей могут формироваться даже случайными знакомыми, что подтверждается данными нескольких десятилетних наблюдательных исследований, показывающих влияние социальных связей людей на набор веса, потребление алкоголя и пищевое поведение.

Предыдущие исследования социального влияния на выбор пищи были в основном ограничены строго контролируемыми условиями, такими как исследования студентов колледжей, которые вместе едят один раз, что затрудняло обобщение результатов на другие возрастные группы и на реальную среду. В исследовании Леви и его соавторов изучается совокупное социальное влияние выбора продуктов питания среди примерно 6000 сотрудников MGH разного возраста и социально-экономического статуса, когда они ели в семи кафетериях больничной системы в течение двух лет. Целесообразность закупок продуктов питания сотрудников определялась с помощью столовых больниц "светофор" система маркировки, обозначающая все продукты питания и напитки как зеленые (здоровые), желтые (менее полезные) или красные (нездоровые).

Сотрудники MGH могут использовать свои удостоверения личности для оплаты в кафетериях больниц, что позволило исследователям собирать данные о конкретных покупках продуктов питания людьми, а также о том, когда и где они покупали продукты. Исследователи сделали вывод о социальных сетях участников, изучив, сколько минут друг от друга делали покупки еды на расстоянии друг от друга, как часто эти два человека ели в одно и то же время в течение многих недель и посещали ли два человека разные кафетерии в одно и то же время. "Например, два человека, которые делают покупки с интервалом в две минуты друг от друга, с большей вероятностью узнают друг друга, чем те, кто делает покупки с промежутком в 30 минут," говорит Леви. А чтобы проверить модель социальной сети, исследователи опросили более 1000 сотрудников, попросив их подтвердить имена людей, которых исследователи определили как своих партнеров по обеду.

"Новым аспектом нашего исследования было объединение дополнительных типов данных и заимствование инструментов из анализа социальных сетей для изучения того, как пищевое поведение большой группы сотрудников было социально связано в течение длительного периода времени," говорит соавтор Марк Пачуки, Ph.D., доцент социологии Массачусетского университета в Амхерсте.

На основе перекрестных и продольных оценок трех миллионов встреч между парами сотрудников, делающих покупки в кафетерии вместе, исследователи обнаружили, что покупки продуктов питания людьми, которые были связаны друг с другом, всегда были более похожими, чем разными. "Величина эффекта была немного сильнее для здоровой пищи, чем для нездоровой," говорит Леви.

Ключевым компонентом исследования было определение того, действительно ли социальные сети влияют на пищевое поведение, или люди со схожим образом жизни и предпочтениями в еде с большей вероятностью станут друзьями и едят вместе, явление, известное как гомофилия. "Мы контролировали общие характеристики людей и анализировали данные с разных точек зрения, последовательно находя результаты, которые поддерживали социальное влияние, а не гомофильные объяснения," говорит Леви.

Почему социально связанные люди выбирают похожие продукты? Давление со стороны сверстников – одно из объяснений. "Люди могут изменить свое поведение, чтобы укрепить отношения с кем-то из своего круга общения," говорит Леви. Коллеги также могут прямо или косвенно давать друг другу разрешение выбирать нездоровую пищу или оказывать давление, чтобы сделать выбор более здоровым.

Результаты исследования имеют несколько более широкое значение для мероприятий общественного здравоохранения по профилактике ожирения. Одним из вариантов может быть нацеливание на пары людей, которые выбирают еду, и предложение скидок на чизбургеры два к одному на салаты и другую полезную еду. Другой подход может заключаться в том, чтобы влиятельный человек в определенном социальном круге моделировал более здоровый выбор продуктов питания, что повлияет на других в сети. Исследование также демонстрирует политикам, что меры, направленные на улучшение здорового питания в определенной группе, также будут полезны для лиц, социально связанных с этой группой.

"По мере того, как мы выходим из пандемии и возвращаемся к личной работе, у нас появляется возможность питаться вместе более здоровым образом, чем раньше," говорит Пачуки. "Если ваши пищевые привычки влияют на то, как ваши коллеги едят – пусть даже совсем немного – то изменение вашего выбора продуктов питания к лучшему может принести пользу и вашим коллегам."