Нежелательные, навязчивые визуальные воспоминания являются основной особенностью клинических расстройств, связанных со стрессом и травмами, таких как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), но они также могут возникать в повседневной жизни. Новое исследование показывает, что даже после того, как были заложены навязчивые воспоминания, игра в требовательную визуальную компьютерную игру после реактивации воспоминаний может со временем уменьшить их возникновение.
Результаты опубликованы в журнале Psychological Science Ассоциации психологических наук.
"Эта работа является первой, насколько нам известно, чтобы показать, что «простая когнитивная блокада» может уменьшить навязчивые воспоминания об экспериментальной травме с помощью процессов реконсолидации памяти," говорит старший автор исследования Эмили Холмс из отдела когнитивных исследований и мозговых исследований Совета по медицинским исследованиям в Великобритании. "Это особенно интересно, потому что навязчивые воспоминания являются отличительным признаком посттравматического стрессового расстройства."
"В настоящее время существуют рекомендуемые методы лечения посттравматического стрессового расстройства после его установления, то есть, по крайней мере, через месяц после травмирующего события, но у нас нет профилактических методов лечения, которые можно было бы назначить раньше," говорит Холмс.
"Если эта экспериментальная работа продолжит показывать многообещающие результаты, она может послужить основой для новых клинических вмешательств для консолидированных воспоминаний, которые можно было бы дать через день или около того после травмы, чтобы предотвратить или уменьшить навязчивые воспоминания с течением времени."
У большинства людей, переживших травмирующее событие, не развивается посттравматическое стрессовое расстройство, но они часто испытывают повторяющиеся навязчивые визуальные воспоминания об определенных моментах события в ярких деталях. Кто-то, кто попал в дорожно-транспортное происшествие, например, может продолжать заново переживать момент удара, живо видя мысленным взором момент, когда на него врезался красный автомобиль.
Предыдущее исследование показало, что люди, которые играли в компьютерную игру «Тетрис» вскоре после просмотра фильма о травмирующих событиях, испытали меньше навязчивых воспоминаний на следующей неделе, когда они играли в течение 4 часов после просмотра видеозаписи. Но маловероятно, что многие люди смогут получить такое немедленное лечение после травмирующего события в реальном мире, поэтому Холмс и его коллеги хотели посмотреть, смогут ли они использовать аналогичную когнитивную процедуру для изменения старых, уже сложившихся воспоминаний за день. потом.
Исследование опирается на существующую работу с памятью, исследуя теорию реконсолидации как способа сделать установившиеся воспоминания гибкими и уязвимыми для разрушения после реактивации этой памяти. Они предположили, что игра в тетрис – увлекательная зрительно-пространственная задача – после реактивации памяти создаст "когнитивная блокада" что могло бы помешать последующей консолидации навязчивых визуальных воспоминаний. В результате частота навязчивых воспоминаний со временем уменьшится.
В двух экспериментах исследователи просили участников просматривать фильмы, содержащие сцены травмирующего содержания (например, кадры, подчеркивающие опасность вождения в нетрезвом виде), как способ экспериментального навязчивого воспоминания. Затем участники вернулись в лабораторию через 24 часа после просмотра фильма. Использование видеозаписи как формы экспериментальной травмы – это хорошо зарекомендовавший себя метод изучения реакций, таких как навязчивые воспоминания, в контролируемой обстановке.
В первом эксперименте у половины участников были реактивированы воспоминания о фильме путем просмотра выбранных кадров из отснятого материала, за которым следовало 10-минутное задание-заполнитель, а затем 12 минут игры в тетрис; остальные участники выполнили только задание-наполнитель, а затем спокойно посидели 12 минут.
Результаты показали, что участники, чьи воспоминания были реактивированы и играли в тетрис, испытали значительно меньше навязчивых воспоминаний в дневниках в течение следующей недели, чем участники, которые пришли в лабораторию и просто сидели спокойно в течение эквивалентного периода времени.
Второй эксперимент с четырьмя группами повторил результаты первого эксперимента. Важно отметить, что исследование показало, что ни реактивации, ни тетриса недостаточно, чтобы вызвать эти эффекты самостоятельно – только участники, испытавшие оба компонента, показали меньше навязчивых воспоминаний с течением времени.
"Наши результаты показывают, что, хотя люди могут захотеть забыть травмирующие воспоминания, им может быть полезно вспомнить их, по крайней мере, при определенных условиях – тех, которые делают их менее навязчивыми," говорит соавтор исследования Элла Джеймс из отдела познания и мозговых наук Совета по медицинским исследованиям и Оксфордского университета.
"Мы надеемся развить этот подход в дальнейшем в качестве потенциального вмешательства для уменьшения навязчивых воспоминаний, возникающих после реальной травмы, но мы очень хотим подчеркнуть, что исследования все еще находятся на ранних стадиях и необходимы тщательные разработки," говорит Холмс. "Для психического здоровья крайне необходимы лучшие методы лечения. Мы считаем, что настало время использовать фундаментальную науку о механизмах – например, исследования реконсолидации памяти – для разработки улучшенных и инновационных методов психологического лечения."