Каждый сталкивался с неловкой ситуацией, когда встречал кого-то, а вскоре после этого забывал его имя. Среди пожилых людей такое случается чаще, чем нет.
Исследователи Baycrest открыли новый метод решения этой проблемы за счет естественного изменения памяти во время старения. Их работа, недавно опубликованная в журнале Psychology and Aging, может быть включена в приложение для смартфона в качестве доступного инструмента для тренировки памяти.
"Среди проблем с памятью, о которых люди сообщают с возрастом, проблемы с запоминанием имен людей могут расстраивать и вызывать стресс в социальных ситуациях," говорит доктор. Рене Бисс, бывший научный сотрудник программы Бэйкрест по нейропсихологии и когнитивному здоровью, проводившая исследование. "Чтобы избежать этого потенциального затруднения, пожилой человек может отказаться от общения, что может негативно повлиять на здоровье его мозга."
Предыдущие исследования Baycrest показали, что пожилые люди неосознанно собирают информацию из своего окружения, что связано с тем, что их мозг становится менее эффективным в игнорировании отвлекающих факторов, но у молодых людей нет такой тенденции
"Эта стратегия использовала естественные изменения, которые происходят по мере того, как мы становимся старше, и использовала ее для улучшения памяти для получения информации, имеющей значение для пожилых людей," говорит доктор. Келли Мерфи, старший автор исследования, клинический нейропсихолог из Baycrest и профессор психологии в Университете Торонто.
В ходе исследования группе из 57 молодых и пожилых людей (в возрасте от 17 до 23 и от 60 до 86) были показаны лица и имена 24 разных людей, и сразу после этого они были протестированы на их память. Затем участникам была представлена еще одна серия лиц с текстом на лбу, но на этот раз им сказали игнорировать письменную информацию и нажимать кнопку, когда они видели, что одно и то же лицо появляется дважды подряд. Некоторые лица и имена из первого задания были снова показаны. По завершению у всех была проведена повторная проверка памяти.
Судя по результатам, пожилые люди с большей точностью отображали лица и имена, отображаемые дважды во время обоих заданий, несмотря на то, что им было сказано игнорировать текст. Когда имя было показано во второй раз для отвлечения внимания, пожилые люди использовали это, чтобы спонтанно репетировать ранее усвоенную информацию. У более молодых людей таких улучшений не наблюдалось, что согласуется с предыдущими исследованиями.
"Наши результаты показывают, что этот метод можно использовать как эффективную стратегию запоминания, чтобы помочь пожилым людям запомнить имена людей, которых они встречают," говорит доктор. Линн Хашер, второй старший исследователь исследования, старший научный сотрудник Исследовательского института Ротмана Бэйкреста и профессор психологии Университета Торонто. "Благодаря нашей работе мы могли бы разработать более успешные меры для этой группы населения, потому что они основаны на их естественных способностях обработки, а не на попытках использовать навыки, используемые молодыми взрослыми." С годами доктор. Лаборатория Хашера была причастна к многочисленным открытиям, демонстрирующим, что пожилые люди могут использовать отвлечение, чтобы помочь им учиться.
На основе этого исследования они стремятся создать программу обучения, которая могла бы помочь пожилым людям узнавать лица и имена людей, которых они встречают, и помочь им чувствовать себя более комфортно при новом социальном взаимодействии. В качестве следующего шага команда изучает, могут ли пожилые люди с умеренными когнитивными нарушениями (состояние, которое может перерасти в болезнь Альцгеймера) получить пользу от этой стратегии.
Эта работа могла бы иметь больший потенциал помимо улучшения памяти для лиц и имен. Поскольку пожилым людям труднее запоминать отношения между несвязанными друг с другом элементами, дальнейшее тестирование этих инструментов может улучшить этот тип памяти, – говорит доктор. Biss.