Новое исследование, проведенное учеными из Университета Висконсина в Мэдисоне, показывает, что у маленьких детей родителей, которые участвуют в программе обучения, основанной на сострадании, со временем вырабатывается более низкий уровень гормона стресса кортизола.
Небольшое предварительное исследование, опубликованное недавно в журнале Infant Mental Health Journal, предполагает, что тренировка когнитивного сострадания, программа созерцательных упражнений, разработанная для усиления и поддержания сострадания к себе и другим, может предложить родителям способ помочь своим детям снизить уровень стресса. – говорит ведущий автор Джули Пёльманн-Тайнан, детский клинический психолог и профессор кафедры человеческого развития и семейных исследований в Школе экологии человека (SoHE) в UW-Madison.
"Мы знаем, что практики, основанные на внимательности, работают в группах, включая будущих родителей, матерей, страдающих послеродовой депрессией, и родителей старших детей," говорит соавтор Чарльз Л. Рейсон, также профессор человеческого развития и семейных исследований в SoHE и профессор психиатрии в Школе медицины и общественного здравоохранения. "Мы хотели выяснить, может ли практика, основанная на сострадании, предоставить аналогичную возможность принести пользу очень молодым, чьи умы глубоко впечатлительны и для которых хронический и токсический стресс может повлиять на их будущую стресс-реактивность и физическое развитие."
Кортизол – это гормон, связанный со стрессом и реакцией организма на различные физиологические факторы, такие как голод, усталость и воспаление. Его можно измерить на образцах волос, взятых у детей и взрослых.
Для исследования Poehlmann-Tynan, Raison и соавторы из UW-Madison и University of Missouri, St. Луи, оценил 39 родителей детей в возрасте от девяти месяцев до чуть более пяти лет.
Двадцать пять родителей были рандомизированы для участия в программе обучения когнитивному состраданию продолжительностью 20 часов в неделю в течение восьми-десяти недель. Четырнадцать родителей были рандомизированы в "список ожидания" контрольная группа.
До и после тренировочного или контрольного периода исследователи измерили концентрацию кортизола в волосах у всех родителей и их детей. Они также раздали родителям анкеты до и после вмешательства для сбора информации об их демографических характеристиках и предполагаемом уровне стресса, родительского стресса, самосострадания и внимательности.
После периода исследования родители в контрольной группе не показали никаких изменений концентрации кортизола в волосах или воспринимаемого уровня стресса. У их детей после контрольного периода концентрация кортизола в волосах была немного выше.
Между тем, ученые ожидали, что родители, участвующие в программе обучения, и их дети получат пользу и будут испытывать более низкий уровень стресса. Однако, хотя эти родители испытали небольшое снижение клинических уровней родительского стресса, о котором они сами сообщили, у них не было более низких концентраций кортизола в волосах по сравнению с родителями в контрольной группе. Однако после вмешательства у их детей была обнаружена более низкая концентрация кортизола в волосах.
"Это исследование дает очень многообещающие первоначальные результаты для этих детей," говорит Raison.
Пёльманн-Тайнан добавляет: "Крайне важно включить в это исследование родителей младенцев и очень маленьких детей, потому что предотвращение связанных со стрессом трудностей у детей является более эффективным подходом, чем вмешательство после того, как проблемы развиваются."