Когда профессор Генри Хиггинс проинструктировал Элизу Дулитл, что это "Да не я, не Ой, не говори «Райн», скажи «Дождь»", он опирался на многолетний опыт работы профессором фонетики. Но исследование, финансируемое Wellcome Trust и Европейской комиссией, предполагает, что способность Хиггинса умело различать похожие звуки могла возникнуть от рождения.
Нейробиологи из UCL (Университетский колледж Лондона) показали, что структура мозга экспертов-фонетиков отличается от структуры мозга широкой публики. Однако, хотя некоторые из этих изменений можно объяснить «пластичностью» мозга ?? способность опыта и тренировок изменить форму мозга ?? исследователи считают, что некоторые различия, вероятно, присутствовали с рождения.
"Мы знаем, что у экспертов, например профессиональных игроков в гольф или лондонских таксистов, структуры мозга или модели мозговой активности отличаются от обычных представителей общественности," – говорит профессор Нарли Голестани, ныне работающая в Женевском университете, Швейцария. "Часто трудно сказать, были ли эти различия сформированы исключительно на опыте или же структура мозга человека может повлиять на профессию, в которую он входит."
Профессор Голестани и его коллеги, чья работа включает понимание того, как мозг распознает и обрабатывает звук, исследовали структуру мозга у экспертов-фонетистов. люди, которые специализируются на изучении фонетики и должны уметь точно различать очень похожие звуки речи и тонкие региональные акценты. В отличие от других знаний, таких как музыкальные способности, фонетики получают свой опыт и обучение в зрелом возрасте, что позволяет исследователям проверить влияние на структуру мозга обширных и натуралистических тренировок у взрослых.
Используя магнитно-резонансную томографию (МРТ), исследователи сравнили структуры мозга семнадцати фонетистов с шестнадцатью здоровыми добровольцами из контрольной группы и показали четкие различия в структуре ключевых областей мозга. Их результаты опубликованы в Journal of Neuroscience.
Профессор Софи Скотт, старший научный сотрудник Wellcome Trust, объясняет: "Мы обнаружили область мозга, размер которой соответствует количеству лет анализа звуков речи. Интересно, что мы также находим, что форма левой слуховой коры ?? что-то установленное в утробе матери ?? также отличается между опытными фонетиками и непрофессионалами, но не коррелирует с годами практики.
"Этот вывод может указывать на предрасположенность некоторых людей к интересу к звуку и может помочь им принять решение о выборе такого рода карьеры. Возможно, поэтому Генри Хиггинс стал профессором фонетики, а не, скажем, профессором физики."
Исследователи обнаружили, что область мозга, известная как левая pars opercularis ?? часть области Брока, область мозга, участвующая в производстве речи, но также в анализе и разделении звуков речи ?? коррелирует с объемом обучения транскрипции, который прошел фонетик. Фонетическая транскрипция включает точное определение фонетических звуков и их привязку к фонетическим символам.
Они также обнаружили, что форма области, известной как левая поперечная извилина, которая включает левую первичную слуховую кору, отличалась у фонетиков от непрофессионалов, но ее форма и размер не коррелировали с объемом обучения фонетика. претерпел.
Левая поперечная извилина у фонетистов имеет тенденцию включать большее количество складок ?? а значит площадь поверхности ?? что, в свою очередь, позволяет расширить возможности для создания новых и более сложных моделей взаимодействия мозга. Считается, что складка этой области мозга происходит до рождения, начиная с тридцать первой недели беременности; нет никаких доказательств того, что у него могут развиваться дальнейшие складки в зрелом возрасте.
Д-р Джон Уильямс, руководитель отдела неврологии & Психическое здоровье в Wellcome Trust говорит: "Это интригующее исследование дает представление о том, как язык обрабатывается в мозгу и почему некоторые люди могут иметь большую склонность к языкам. Это не просто любопытное открытие, но и то, что со временем может помочь нам понять, почему у некоторых людей возникают фонологические трудности, например, у людей с дислексией развития."