Медленное чтение при дислексии, связанной с неорганизованными мозговыми путями

Дислексия, характеризующаяся плохой беглостью чтения – медленным и прерывистым чтением – может быть вызвана неорганизованными, извилистыми участками нервных волокон в головном мозге, по мнению исследователей Детской больницы Бостона и Медицинского центра Бет Исраэль Дьяконис (BIDMC). Исследование с использованием новейших методов визуализации дает исследователям представление о том, что может пойти не так в структуре мозга некоторых читателей, страдающих дислексией, что затрудняет интеграцию информации, необходимой для быстрого, "автоматический" чтение.

Исследование проводили Кристофер Уолш, доктор медицинских наук, руководитель отделения генетики Детской больницы Бостона, и Бернард Чанг, доктор медицины, невролог из BIDMC. Результаты появятся в журнале Neurology 4 декабря.

"Мы изучили дислексию, вызванную определенным генетическим заболеванием, но то, что мы обнаружили, может иметь значение для понимания причин дислексии и в других группах населения," – говорит Уолш, который также является исследователем Медицинского института Говарда Хьюза в BIDMC.

Дислексия, которой страдают от 5 до 15 процентов всех детей, имеет разные формы. У субъектов исследования были проблемы с чтением, вызванные редким генетическим заболеванием, известным как перивентрикулярная узловая гетеротопия, или ПНГ. Хотя их интеллект в норме, люди с ПНГ испытывают трудности при чтении бегло или плавно, им не хватает быстрой обработки, необходимой для этого аспекта чтения.

Генетическая мутация, вызывающая ПНГ, нарушает структуру мозга. В нормальном мозге большая часть серого вещества (состоящего в основном из нервных клеток) появляется на поверхности мозга, в то время как белое вещество (состоящее в основном из нервных волокон или "проводка" соединяющие области серого вещества) проходит глубже в мозг. При ПНГ узелки серого вещества располагаются глубоко в ядре мозга, в белом веществе, и не могут мигрировать на поверхность по мере развития мозга.

Чтобы узнать больше о том, как эти изменения в развитии мозга могут привести к проблемам с чтением, исследователи проверили когнитивные навыки, необходимые для чтения, у 10 пациентов с ПНГ, у 10 человек с дислексией без неврологических проблем и у 10 нормальных читателей. Они использовали специальную форму МРТ, называемую диффузионно-тензорной визуализацией, чтобы изучить структуру белого вещества в головном мозге.

У пациентов с ПНГ, в отличие от обычных читателей, волокна белого вещества проходили обходными путями вокруг смещенного серого вещества и в некоторых случаях не объединялись в однородные пучки, в результате чего участки серого вещества могли оставаться плохо связанными. Важно отметить, что чем более дезорганизовано белое вещество у пациентов с ПНГ, тем менее свободно они читают.

В то время как другие исследования обнаружили неорганизованное белое вещество в общей популяции людей с дислексией, эти люди часто борются с несколькими аспектами чтения, что делает его невозможным "трудно точно знать, какова роль целостности белого вещества в изоляции," говорит Чанг. Продемонстрировав проблемы белого вещества у пациентов с ПНГ, у которых есть отдельная проблема с беглостью чтения, и сопоставив это с оценками беглости чтения, исследователи пришли к выводу, что целостность и организация белого вещества могут быть структурной основой в мозгу для беглости чтения.

"Это имеет смысл," говорит Чанг. "Когда мы читаем, нам нужно воспринимать информацию визуально, подключать ее к нашему внутреннему словарю того, что означают буквы и слова, а когда мы читаем вслух, связывать это с областью, которая дает нам нашу способность говорить." Для плавного автоматического чтения, "белое вещество предназначено для соединения различных областей серого вещества и обеспечения их бесперебойной работы." Когда беглость чтения является основной проблемой, "возможно, области мозга, важные для чтения, не связаны эффективно," говорит Чанг.

Большинство людей с дислексией, которым трудно бегло читать, не имеют неуместного серого вещества или ПНГ. Но Уолш и Чанг считают, что неорганизованное белое вещество может одинаково изменять функцию мозга в обеих группах. В их следующем исследовании будет изучено, как неисправные соединения белого вещества изменяют паттерны мозга, сравнивая активацию мозга во время чтения у пациентов с ПНГ и у читающих с дислексией, плохо владеющих языком и не имеющих ПНГ.

Исследователи отмечают, что точное определение структур мозга, отвечающих за свободное чтение, может в конечном итоге помочь исследователям и специалистам в области образования разработать и использовать методы, которые помогают улучшить автоматический характер чтения у детей и взрослых с такими трудностями.

Источник: Детская больница Бостона

MGODELOROS.RU