Как субъективные, так и объективные когнитивные нарушения очень распространены среди пожилых шведов, не страдающих деменцией, с общей распространенностью 39 процентов и 25 процентов соответственно, согласно общенациональному исследованию близнецов, проведенному исследователями из Исследовательского центра старения Каролинского института, Швеция. Исследование подтверждает, что высшее образование является основным защитным фактором, и подчеркивает важность экологических аспектов по сравнению с генами при легких когнитивных расстройствах в пожилом возрасте.
В текущем исследовании, опубликованном в Journal of Alzheimer’s Disease, исследователи изучили распределение и наследуемость субъективных и объективных когнитивных нарушений в популяции, используя данные 11 926 близнецов в возрасте 65 лет и старше из Шведского реестра близнецов. Объективные когнитивные нарушения включают снижение результатов тестов, измеряющих различные когнитивные способности, такие как память и внимание, в то время как субъективные когнитивные нарушения связаны с проблемами того же типа, но испытываются только на субъективном уровне. Затем исследователи обнаружили, что в совокупности субъективные и объективные когнитивные нарушения влияют на большинство шведских пожилых людей без деменции (общая распространенность – 64 процента), предполагая, что легкие когнитивные расстройства могут представлять серьезную проблему для общественного здравоохранения даже при отсутствии деменции.
В исследовании также подчеркивается, что субъективные и объективные когнитивные нарушения имеют разные социально-демографические профили. В частности, по сравнению с людьми с объективными когнитивными нарушениями, пожилые люди с субъективными жалобами были более образованными, с большей вероятностью состояли в браке и имели более высокий социально-экономический статус ?? указывая на возможное защитное действие этих благоприятных условий жизни. Анализ контроля со-близнецов показал, что пагубное влияние более низкого уровня образования на когнитивные функции в значительной степени не зависит от генетического фона и среды ранней жизни.
"Это лежит в основе актуальности образовательных достижений взрослой жизни для сохранения когнитивных функций в пожилом возрасте", говорит доктор Барбара Караччиоло, руководившая исследованием в Центре исследований старения в Стокгольме.
Что касается наследственности субъективных и объективных когнитивных нарушений, исследователи наблюдали уровни конкордантности 63% и 52% у монозиготных близнецов, 63% и 50% у дизиготных однополых близнецов и 42% и 29% у дизиготных разнополых близнецов. Отсутствие существенных различий в показателях конкордантности между генетически идентичными (монозиготными) и / или неидентичными (дизиготными) близнецами предполагает, что влияние окружающей среды, а не генетический фон, играет основную роль в возникновении легких когнитивных расстройств у пожилых людей без деменции.